Домой Новости Как выбрать студийные мониторы: гид для начинающих музыкантов

Как выбрать студийные мониторы: гид для начинающих музыкантов

74
0

Выбор студийных мониторов — важный момент при проектировании домашней студии. Несмотря на акустику самого помещения, именно мониторы формируют конечное звучание студии звукозаписи. Для всех начинающих музыкантов, которые выбирают оборудование для своей студии звукозаписи,  рассказываем, как выбрать студийные мониторы и на что обратить внимание при выборе.

Музыка в наушниках всегда звучит отлично: их конструкция изолирует нас от внешнего мира, благодаря чему мы слышим звук без влияния окружающей среды. На сигнал не влияет окружение, помещение не вмешивается в происходящее, левый канал живёт строго в левом ухе, правый — в правом.

Однако всё это имеет мало общего с реальным миром. Итоговое звучание музыки складывается не только благодаря эффектам и настройкам, но и особенностях окружения. Сигналы, поступающие из левого и правого монитора смешиваются между собой, из-за чего мы слышим оба канала одновременно. Более того разные модели мониторов дают разную картину звука.

Разница в звучании между мониторами и наушниками — отличное напоминание о том, что люди слушают музыку через самые разные устройства. Полагаться на одни наушники или мониторы нет никакого смысла, нужно обладать обоими устройствами, чтобы всё время проверять микс.

Как выбрать студийные мониторы

Выбор системы мониторинга нужно делать с учётом особенностей самой студии. В противном случае звучание миксов будет искажено, а вы не сможете добиться лучших результатов во время работы. Чтобы сделать правильный выбор модели, для начала нужно разобраться в ряде особенностей студийных мониторов.

Строение студийных мониторов

Внутренности студийного монитора находятся в корпусе — кабинете. Кабинеты изготавливаются из различных материалов: в зависимости от модели и её ценового сегмента, это может быть дерево, пластик, ДСП или даже металл.

Студийные мониторы обычно оснащаются двумя независимыми драйверами или динамиками (спикерами). Динамики располагаются друг над другом. Системы с двумя спикерами называют двусторонними или двунаправленными (англ. Two-Way).

Верхний спикер небольшого размера называют твитером (от англ. Tweeter — пищалка). Твитер воспроизводит высокие частоты — все звуки, располагающиеся выше 2 кГц звучат через него. Пищалки имеют форму купола или конуса и изготавливаются из шёлка, бумаги, картона и других материалов.

Нижний и более крупный динамик называют вуфером (от англ. Woofer — низкочастотный динамик). Вуфер располагается под твитером и отвечает за воспроизведение низких и средних частот. Сигналы частотой до 2 кГц проходят только через него.

Некоторые модели студийных мониторов оснащаются тремя динамиками: одним — для высоких частот, вторым — для средних, третьим — для низких. Такие системы называют трёхсторонними или трёхнаправленными (англ. Three-Way).

За динамиками располагается электромагнит, приводящий спикеры в движение при поступлении сигнала. Вибрация магнитов и динамиков заставляет молекулы воздуха двигаться, что создаёт звуковую волну — сигнал, который мы слышим.

Виды студийных мониторов

Студийные мониторы условно можно разделить на несколько видов:

  • Пассивные и активные;
  • Ближнего и дальнего поля;
  • Открытые и закрытые.

Разделение достаточно вольное: каждый монитор относится к нескольким видам одновременно. К примеру, существуют пассивные закрытые мониторы дальнего поля или активные открытые мониторы ближнего поля.

Пассивные и активные студийные мониторы

Прежде, чем сигнал поступит на монитор и попадёт в динамик, его нужно усилить. Сделать это можно одним из двух способов: пассивным или активным. Студийные мониторы, усиливающие сигнал пассивным способом, называют пассивными, активным — активными.

Пассивные студийные мониторы работают в связке с внешним усилителем, обрабатывающим поступающий сигнал до того, как он попадает в сам монитор. Пройдя через усилитель, сигнал отправляется на электронику монитора, где проходит через ряд компонентов, именуемых кроссовером или кроссовер-сетью.

Кроссовер работает в качестве фильтра, разделяющего сигнал на несколько сигналов в разных частотных диапазонах. В системах с двусторонних системах сигнал делится на две части: первая состоит только из высоких частот, вторая — из низких. В свою очередь средние частоты направляются в оба динамика одновременно: более высокая середина уходит в твитер, более низкая — в вуфер.

В отличие от пассивных систем, активные студийные мониторы не требуют внешнего усиления. Все необходимые компоненты устанавливаются внутри кабинета. Модели с двумя динамиками комплектуются парой усилителей для каждого спикера, модели с тремя динамиками получают три усилителя.

Системы с двумя усилителями называют би-амп системами (англ. bi-amp), системы с тремя усилителями — три-амп (англ. tri-amp). Системы би-амп делят поступающий сигнал на два диапазона (высокие и низкие частоты), системы три-амп разделяют сигнал на три диапазона (высокие, средние и низкие). Вне зависимости от количества итоговых сигналов, каждый диапазон усиливается независимо.

Особенности работы с сигналом — основное отличие активных и пассивных студийных мониторов. Пассивные мониторы делят и рассылают в динамики уже усиленный сигнал. Активные студийные мониторы делят исходный «сырой» сигнал, после чего независимо усиливают получившиеся сигналы и рассылают их по динамикам.

Считается, что активное независимое усиление сигнала делает звучание мониторов точнее и сфокусированнее. По этой причине би-амп и три-амп системы зачастую звучат лучше сингл-амп систем в том же ценовом диапазоне.

Какие студийные мониторы выбрать: активные или пассивные?

Рассуждения о том, какие студийные мониторы лучше, активные или пассивные, не имеют смысла — и в той, и в другой категории хватает качественных и некачественных моделей. Большую часть рынка занимают активные модели, использующиеся как в домашних, так и в профессональных студиях. Однако это не значит, что пассивные системы хуже или не популярны — они просто используются реже.

Важно помнить, что при выборе акустики решающую роль играют уши. Если вам нравится звучание модели, то нет никакой разницы, какие студийные мониторы выбирать. Никто не скажет, что вы ошиблись с выбором, взяв пассивную или активную систему, если её звучание вас полностью устраивает.

Стоит отметить, что на выбор студийных мониторов огромное влияние оказывает бюджет. Пассивные системы требуют отдельного усилителя, покупка которого может попросту не вписаться в имеющиеся на руках средства. Согласитесь, купить пару мониторов за 30 000 рублей, чтобы затем выяснить, что к ним нужен дополнительный усилитель за 20 000 рублей совсем не круто.

К тому же пассивные мониторы требуют определённого опыта от пользователя, так как усилитель нужно предварительно откалибровать. Калибровка поможет добиться максимально качественного звука от динамиков, однако какие бы крутые и дорогие компоненты вы не купили, неправильная настройка всей системы мониторинга приведёт к сильному искажению звука.

В условиях ограниченности бюджета и пространства студии, а также недостаточности опыта лучше купить активные студийные мониторы. Во-первых, им не требуется дополнительное оборудование: достали из коробки, поставили, подключили — можно работать. Во-вторых, встроенные в активные системы усилители уже настроены так, чтобы обеспечивать лучшее звучание.

Мониторы ближнего поля и мониторы дальнего поля

Звучание мониторов напрямую зависит от расстояния до точки прослушивания — места, в котором звукорежиссёр слушает материал. Производители учитывают этот момент, поэтому большинство моделей проектируются так, чтобы одинаково хорошо звучать на любом расстоянии. Тем не менее существует ряд нюансов, которые нужно учитывать перед тем, как выбрать студийные мониторы.

Все студийные мониторы делятся на мониторы ближнего поля и мониторы дальнего поля. Устройства ближнего поля оснащаются динамиками меньшего размера и устанавливаются на довольно близком расстоянии к слушателю — 60-90 см.

При таком расположении уши получают более точную картину звука с меньшим влиянием окружающей среды и пространства комнаты. Близость также минимизирует отражения звуковых волн от различных поверхностей, что пригодится при более тонкой работе — выявлению мелких проблем в миксах наподобие щелчков и кликов.

Модели ближнего поля действия обладают более узким динамическим диапазоном и, если так можно выразиться, звучат ближе к потребительским аудиосистемам. Работая с ними, вы получаете аккуратную картину того, как музыка будет звучать при прослушивании через динамики стереосистем, автомобильную акустику или обычные потребительские наушники.

Мониторы дальнего поля оснащаются крупными динамиками и устанавливаются по периметру комнаты на большом удалении от точки прослушивания — от трёх метров и больше. Обычно их крепят на стену за студийным столом и микшерным пультом.

Мониторы дальнего поля показывают, как помещение изменяет звук. Пространство комнаты также дополнительно влияет на звучание низких частот, чья звуковая волна становится длинее. Дополнительный низ делает звук мониторов более целостным и лучше подходящим для проверки баланса всего микса.

Вместе с этим увеличивается и количество отражающегося от стен и других поверхностей сигнала. Мониторы дальнего поля заставляют комнату активнее резонировать, что не всегда положительно влияет на общую картину звука. По этой причине использование мониторов дальнего поля требует продуманного акустического оформления помещения с помощью диффузоров, звукопоглощающих панелей и басовых ловушек.

Какие студийные мониторы выбрать: ближнего или дальнего поля?

В условиях домашних студий мы ограничены в пространстве. Иногда комнаты настолько малы, что покупка мониторов дальнего поля попросту не имеет смысла. К тому же звучание дальних систем зависит от акустики самой комнаты, поэтому их приобретение неразрывно связано с тратами на акустическое оформление помещения.

Лучшим выбором в такой ситуации станут мониторы ближнего поля. Такие системы хорошо звучат в небольших помещениях даже при отсутствии дополнительного акустического оформления. Мониторы ближнего поля используются в студиях любого уровня и размера, а профессионалы по всему миру полагаются на них не один десяток лет.

Открытые и закрытые студийные мониторы (с фазоинвертером и без него)

На кабинете монитора иногда располагается одно или два отверстия — порта. Порты могут располагаться спереди или сзади в зависимости от конструктивных особенностей конкретной модели монитора.

Наличие портов сообщает, что монитор оснащается фазоинвертером, расширяющим звучание системы в низкочастотном диапазоне. Системы с фазоинвертером называют открытыми, без него — закрытыми.

Когда мы слушаем музыку, динамик монитора движется вперёд и назад. При обратном движении в кабинете образуется лишний воздух, негативно сказывающийся на звуке. Отверстия-порты рассеивают скопившийся внутри воздух и снижают его давление.

Фазоинвертор представляет собой специальную трубу, через которую отводится всё лишнее из кабинета. Вместе с тем он решает ещё одну задачу — заставляет воздух внутри резонировать на частотах, близких к тем, которые монитор не может воспроизвести. Появляющийся резонанс расширяет динамический диапазон мониторов, что позволяет им выдать больше низких частот в сравнении с обычной закрытой системой.

Тем не менее наличие портов не означает, что мониторы звучат лучше. В противовес расширенному динамическому диапазону открытых систем, закрытые мониторы обеспечивают более плотный низ. К тому же бюджетные открытые системы могут обладать не лучшей системой отвода воздуха, из-за чего резонанс в портах будет настолько сильным, что испортит итоговое звучание.

Какие студийные мониторы выбрать: открытые или закрытые?

Выбор в пользу открытой или закрытой системы нужно делать на основании личных предпочтений и особенностей помещения. С первым всё понятно: нравится более широкий и объёмный низ — берите открытые студийные мониторы, любите плотный и особо упругий бас — покупайте закрытые модели.

С особенностями помещения всё несколько сложнее. Производители открытых систем часто помещают порты на заднюю стенку кабинета. Так как мониторы зачастую стоят близко к стене, выходящий из порта сигнал будет отражаться от поверхности и создавать неприятный резонанс. В итоге по ощущениям низких частот будет слишком много — низ начнёт бубнить и поглощать остальные частоты.

Избежать резонанса можно несколькими способами:

  • Расположить рабочее место подальше от стен. Решение максимально простое, но зачастую невозможное в условиях домашних или небольших студий.
  • Оформить помещение с помощью звукопоглощающих панелей. Также сложно реализуемый вариант, хотя панели и можно сделать самостоятельно.
  • Отказать от открытой системы с портами сзади в пользу системы с портами спереди.
  • Воспользоваться блоком настроек на самом мониторе, позволяющим скорректировать звучание модели исходя из места установки.

Расположение студийных мониторов

Какую бы модель студийных мониторов вы не выбрали, значительное влияние на её итоговое звучание оказывает место, где располагается устройство. Правильное расположение обеспечивает большую точность и аккуратность передачи звука. Более подробно об установке студийных мониторов мы рассказывали в отдельном материале, поэтому не будем лишний раз вдаваться в подробности.

УСТАНАВЛИВАЕМ СТУДИЙНЫЕ МОНИТОРЫ

  • Первое и самое важное — мониторы должны располагаться на высоте ушей. Большинство подставок под мониторы регулируются по высоте, поэтому с этим не должно возникнуть проблем.
  • Мониторы ближнего поля нужно установить на звукопоглощающих подставках на столе или на стойках за столом. Установка мониторов прямо на поверхность стола приведёт к образованию неприятных резонансов, вызванных прохождением звуковых волн через кабинет в сам стол. Резонансы усилят или ослабят частоты в сигнал и изменят реальную картину звука.
  • Изоляционные панели под мониторами минимизируют вибрации, передающиеся в стол, но не устраняют их полностью. Если позволяет место, мониторы лучше установить на стойках за столом: считается, что только так можно полностью устранить нежелательный резонанс. Тем не менее некачественные стойки из слишком тонкого металла могут передавать вибрации в пол, поэтому не экономьте на этом аксессуаре.
  • Студийные мониторы должны стоять на одинаковом расстоянии между собой. Точка прослушивания должна располагаться на том же расстоянии от мониторов. Голова звукорежиссёра и два мониторы должны образовать равносторонний треугольник, в котором каждый монитор смотрит в сторону точки прослушивания.
  • Проектировать рабочее место в студии лучше по прямой короткой стене, а не в углу комнаты. Угловое расположение приведёт к появлению неприятных призвуков, вызванным отражением сигналов сразу от двух стен.
  • В идеале точка прослушивания должна находиться в центре комнаты, при этом расстояние от неё до стен должно составлять 1/3 от длины самой стены. Если точка прослушивания окажется ближе к стенам, сигнал из мониторов отразится от стен слишком рано, что усилит низкие частоты и исказит общую картину звука.

К сожалению, спланировать рабочее место по всем правилам в условиях современных квартир не всегда возможно, придётся идти на компромиссы. Тем не менее придерживаясь этих правил можно добиться корректного воспроизведения частот по всему спектру и правильной стереокартины.